Так ли важно, во сколько дети ползают? Что делать, если ребенок ползает только назад? Как научить ребенка ползать в 4 месяца

Часто родителям хочется, чтобы их малыш поскорее повзрослел – перевернулся, сел, пополз, встал и наконец, пошел. Однако стоит ли считать предметом гордости тот факт, что ребенок начал самостоятельно ходить уже с полугода?

Необходимость этапа ползания

В современной педиатрии считается, что пропускать этап ползания детям крайне нежелательно, ведь прямохождение создает сильную нагрузку на позвоночник малютки. При ползании же как раз активно разрабатываются мышцы спины, которые отвечают за то, чтобы позвоночник поддерживался в вертикальном положении.

Кроме того, когда ребенок начинает ползать, одновременно с этим у него развивается и мышление, поскольку для слаженного чередования рук и ног понадобится сложная работа мозга.

Ребенок начинает ползать

Возраст, в котором дети начинают ползать

  • гимнастика для ручек

Цель гимнастики — укрепление мышц ручек и спины. Ребенка, лежащего на спинке, мама берет за ручки, предварительно добившись того, чтобы малыш хорошо схватил большой палец мамы. Потом мама плавно поднимает руки малыша вверх и опускает их. Также можно проводить разведение рук ребенка в стороны, после чего скрещивать их на груди у малыша. После этого можно попробовать медленно приподнимать ребенка за ручки (до угла 45 градусов), а потом опускать его.

  • упражнения на перевороты

Если малыш не совсем уверенно освоил перевороты, то это упражнение поможет немного ускорить процесс. Мама вкладывает большой палец своей руки в ладошку ребенка и крепко держит его кисть. Затем мама начинает направлять корпус крохи на переворот. При этом правой рукой мама держит левую ножку ребенка, помогая ему повернуть таз.

  • упражнение «лягушка»
массаж для того, чтобы реенок начал ползать

Мама берет ножки ребенка, который лежит на спине, за голени и плавно начинает сгибать их в позу лягушки, а затем так же плавно разгибать. Перевернув малыша на животик, полезно дать ему возможность несколько раз оттолкнуться согнутыми ножками от сложенных маминых ладоней и продвинуться вперед.

При выполнении упражнений нужно спокойно и ласково общаться с малышом, создавая у него благоприятный эмоциональный фон и формируя положительное отношение к упражнениям.

Как научить ребенка ползать. Самое полезное!

Смотрим видео: как научить ребёнка ползать

Укрепляющий массаж

Конечно, назначенный врачом специальный лечебно-оздоровительный массаж может проводить только медработник. В то же время сделать простой общеукрепляющий массаж ребенку, чтобы он начал активнее ползать, могут и мама с папой дома. Главное — помнить, что кожа маленького ребенка очень нежна, и в домашних условиях лучше всего ограничиться таким приемом, как поглаживание. Нельзя выполнять массаж раньше, чем за полчаса до или после кормления, ограничиться одним разом в день. На руках мамы во время процедуры не должны присутствовать кольца и другие украшения. Длительность массажа может составлять около 5-10 минут, но если малышу не нравится, и начинаются слезы, то лучше это дело пока отложить.

Поглаживание рук, ног, спины

Проводить эту процедуру удобнее всего на специальном пеленальном столике. Мама поглаживает руки ребенка как внутри, так и снаружи от кисти к предплечью. Массаж ножек проводится в последовательности от стоп к бедру, обходя коленные суставы. Переворачиваем малыша на животик и начинаем поглаживание спинки вверх-вниз. После легких и приятных поглаживаний для укрепления мышц рук, ног и спины можно немного поразминать их в описанной выше последовательности.

Привлекаем малыша к ползанию

Бывает так, что малыш уже хорошо ползает по кроватке по-пластунски или как лягушка на четвереньках, но на полу не желает ползать ни в какую. Как же тогда помочь ребенку начать ползать?

  • Учим и помогаем

Убедившись в правильном развитии ребенка, с пяти месяцев можно подготавливать малыша к ползанию. Лучшим местом является чистый пол, покрытый ковриком или одеялом. Положив дитя на пол и подложив под грудку валик, надо показать ему любимую игрушку и поставить ее на небольшом расстоянии от него, чтобы он захотел дотянуться до нее. Пятки малыша должны опираться к стене или об руки мамы, помогая ему отталкиваться вперед.

Можно положить перед крохой любимые игрушки или новые предметы, достаточно близко, чтобы малыш хотел их взять, но достаточно далеко, чтобы ему пришлось до них доползти, а не дотянуться. Обязательно похвалите ребенка, если у него получилось немного проползти. Пусть малыш пока не слишком разбирает ваши слова, но зато он очень точно чувствует интонацию одобрения.


  • Наглядный пример

Ползание взрослых или других ползающих малышей рядом послужит прекрасным образцом для подражания ребенку. Это действие поспособствует выявлению всех опасных мест и предметов в пространстве, предотвратит непредвиденные прецеденты. Поощрение родителей и дружелюбная атмосфера подтолкнут малыша к более активным стараниям ползать. После некоторых успехов задачи нужно усложнять, создавая на пути малыша препятствия.

Маленькие дети, хоть немного научившиеся ползать, обожают преодолевать различные преграды: невысокие барьеры, проходы под стульями и т. д. Используйте это, чтобы сделать ползание более активным. Можно купить в магазине специальную дорожку с небольшими препятствиями, а можно сделать ее самостоятельно или использовать в качестве таких «преград» простые средства, которые всегда под рукой, например, валики из полотенец.

Подведем итог


  • На животе по-пластунски:

На животе ребенок начинает ползать после полугода в зависимости от развития и готовности организма. Если малыш не проявляет попыток ползать после 8 месяцев, стоит обратиться к специалисту. Усилия терпеливых и умных родителей помогут предотвратить многие заболевания и слабое развитие малыша. Для активизации мышц врачи рекомендуют практиковать профессиональный массаж и упражнения для освоения навыка ползания.

Некоторые дети, научившись переворачиваться на живот, начинают попытки передвижения с помощью рук и ног, вертятся по кругу или пятятся назад. Статистика показывает, что дети обычно начинают ползать по-пластунски с 8 месяцев. Поднимая туловище, малыш упирается на руки и перемещается, подтягивая тело.

Дети ползают по-пластунски

  • На четвереньках:

С 9 месяцев малыш умеет стоять на четвереньках и раскачиваться, подготавливая себя к дальнейшему передвижению ползком. Своевременное ползание на четвереньках послужит разработке мышц спины малыша, подготавливая его к навыкам ходьбы. Полноценно ползать ребенок может с 10 месяцев, когда руки и ноги двигаются синхронно и уверенно. Перекрестное ползание является вершиной мастерства малышей.

Девочки опережают мальчиков в развитии, поэтому они и ползать начинают раньше.

Консультирует Целехович Ольга Петровна — врач-педиатр высшей категории: во сколько месяцев дети начинают ползать

Союз педиатров России: Как научить ребенка ползать? Ползание. Двигательные навыки и упражнения. Советы родителям

Важность ползания

Умение ползать благотворно сказывается на развитии ребенка, укрепляет моторику, влияет на формирование речи и работу мозга. Тренируется настойчивость, целеустремленность и выносливость. Поэтому родителям стоит проявить участие в стремлении научить ребенка ползать, не пропуская этот этап развития.

По теме развития:

  • (до года)

Видео: Учим малыша ползать

Ребенок не хочет ползать? Заинтересуйте его!

Малыш мало ползает, а ведь для полноценного развития ребенка это действительно важно. Понаблюдайте за ним, и Вы увидите, что есть вещи, к которым он не равнодушен. Стимулируйте своего кроху с помощью интересных ему предметов, но Вы ему их не давайте. Выкладывайте их недалеко от ребенка, и как только тот подползет и обрадуется своей добыче, отнимайте вещи и кладите их еще дальше. Мы это делаем с помощью пульта от телевизора, дочка не устает ползать за ним и, соответственно, это дополнительное развитие малыша. Ребенок больше устает и лучше спит. Желаем Вам успехов в этом нелегком деле – уходе и развитии Вашего чада!

P.S. Когда ребенок начнет самостоятельно ползать комнатные напольные растения следует убрать наверх, мусорное ведро и предметы бытовой химии спрятать, низко расположенные розетки закрыть специальными крышками — .

Умение ползать заложено в ребенке самой природой, однако грамотная помощь родителей не будет лишней. Начинать можно с первого дня рождения. Обычные поглаживания тельца, ручек и ножек, которые рекомендуют делать педиатры, постепенно укрепят мышечные ткани маленького человечка и подготовят его к ползанию. Делать такой домашний массаж очень просто, с ним легко справится и мама, и папа. Если есть возможность и средства, можно обратиться к профессиональному массажисту.

Ситуация, когда к 8-10 месяцам малыш не начал ползать, не садится самостоятельно, плохо держится на ножках и не стоит на них, требует вмешательства врача (рекомендуем прочитать: ). Проведя необходимые обследования и выяснив, что причина кроется в слабых мышцах ребенка, доктор назначит курс специального массажа – такой массаж, как правило, направлен на укрепление и развитие мышечной ткани.

Когда дети начинают ползать?

Определение точных сроков, когда детки должны начать ползать, сидеть, ходить – дело неблагодарное. Новорожденные развиваются по-разному. Некоторые проявляют способности к передвижению на четырех конечностях в 5 месяцев, а другие в 7 встают на четвереньки, чтобы исследовать мир. Известные педиатры предлагают свои методики обучения, мы же доверяем тому, кто все показывает наглядно, и подробно объясняет, аргументируя свои высказывания.

Доктор Комаровский считает, что прописанные в детских медицинских справочниках нормы можно отнести к глубоко примерным цифрам. Приветствуя ползание, Евгений Олегович утверждает, что оно гораздо полезней для детей, чем ходунки и раннее высаживание. Прислушавшись к мнению знаменитого педиатра, мамочки осознают важное правило – ребенок никому ничего не должен. Если взглянуть на усредненные сроки, то они указывают на 6-7 месяцев – вот когда малыш может начать ползать.



Точного срока, когда ребенок начинает ползнать, нет – у каждого малыша своя индивидуальная программа развития. Тем не менее, уже с пяти месяцев можно активно приучать кроху к освоению нового умения

С чего начинать подготовку к ползанию?

Любое новое движение ребенка исходит из его личной заинтересованности и огромного желания познавать мир. Задача родителей состоит в том, чтобы предоставить ему такую возможность, пробудить желание, подкрепить его нужным действием со стороны малыша. Для занятий с ребенком не требуется особых знаний и титанических усилий. Чтобы правильно подготовить новорожденного к ползанию, возьмите на вооружение следующее:

  1. Начните с обучения малыша самостоятельно держать голову. Как правило, к 3 месяцам большинство детей делают это уверенно. Если же к этому возрасту голова все еще «падает», почаще выкладывайте новорожденного на животик. Раскладывайте перед ним игрушки и добивайтесь, чтобы он стал ворочать голову к ним. Эффективная дополнительная мера – оздоровительный массаж, предназначенный для симуляции двигательных навыков и укрепления мышц. Иногда у детей диагностируется мышечный зажим, который поможет устранить врач-остеопат. Для оценки нервной системы крохи в месяц, затем в три и шесть посетите невропатолога.
  2. С 4 месяцев увеличьте количество упражнений на захват. Пусть малыш хватает различные предметы – главное, чтобы они были удобны для захвата. Помогите маленькому сокровищу научиться захватывать собственные ножки. Отлично, если он потянет их в ротик, растягивая мышцы ног.
  3. Малыш в 5-6 месяцев приступает к активному перемещению вокруг себя. Подхватите его инициативу и предложите новое движение: поворот на бочок. Если он сам еще не может сделать этого, помогите ему: из положения «лежа на спине» согните любую ножку в коленке, заведите ее вбок, и тогда ребенок естественным образом завершит движение.
  4. Ближе к полугоду пришла пора научить свое сокровище сидеть. Закрепляйте на занятиях вращения и повороты в разные стороны. Стараясь усадить кроху, не подтягивайте его за ручки, лучше поверните немного на бочок и, переставляя руки по спинке вверх, посадите.


У всех младенцев хорошая растяжка, однако задача родителей – помочь ребенку лучше узнать возможности своего тела, сделать его более податливым для нового вида перемещения

Первые попытки

Обсуждения молодых мамочек, собравшихся в парке и рассказывающих о способах ползания их сокровищ, перемежаются спорами и удивлением. Взрослый человек ассоциирует слово «ползать» с определенным положением. Маленький человечек нарушает все каноны и придумывает собственный способ передвижения на ручках и ножках. Ребенок делает не так, как надо, а так, как ему удобно. Как помочь ползать:

  • Обычно к полугоду и чуть больше малыши хорошо сидят и приступают к освоению ползания. Помогайте своим сокровищам правильно. Раскладывайте перед ними игрушки на некотором расстоянии, чтобы дети тянулись к ним, приманивайте незнакомыми предметами, подхватывайте первые удачные попытки и старайтесь их закрепить. Предложите ему различные игры: ладушки, топотушки.
  • Пробуя встать на четвереньки, ребенок забавно раскачивается, пытаясь удержать баланс тела. Торопить и ускорять процесс не надо. Пройдет 3-4 недели, и малыш справится сам. Положительным фоном для освоения движений может стать ритмичная музыка или декламирование веселых стишков мамой.
  • Используйте жажду общения. Сядьте на небольшом расстоянии друг от друга, и пусть кроха ползает между папой и мамой.
  • Принимайте тот способ ползания, который выбрал ваш ребенок. По-пластунски, как солдат, на четвереньках, как собачка, на попе – не имеет значения. Если ему так удобно, значит, все хорошо.

Насторожитесь, если кроха почему-либо отказывается от активного передвижения и требует свое криком: возможно, у него есть проблемы с двигательным аппаратом. Прибегните к курсу оздоровительного массажа, продолжайте самостоятельно выполнять вспомогательные упражнения. Пройдите обследование у ортопеда и невропатолога.

Подготовка к ходьбе через ползание

Что уж говорить о том, как быстро может передвигаться ребенок на четвереньках или на попе: уследить за ним сложно, ведь он не ползает, а носится на всех четырех конечностях. Более того, он может двигаться не только вперед, но с такой же скоростью ползти назад. Достигнув возраста 8-9 месяцев, дети пытаются встать на ножки самостоятельно, вцепившись ручками за край кресла или дивана. Заметив попытки сына или дочери, не заставляйте их делать так насильно. Можете немного помочь крохе, увлечь его интересной игрушкой, положив ее на диван. Расширьте пространство, где малыш может ползать и вставать на ножки. Ребенок готовится к ходьбе. После такой тренировки, как правило, дети к году встают на ножки и начинают ходить (рекомендуем прочитать: ).



Сперва ребенок встает, держась за опору в виде мебели или родительской руки. Даже когда он начал активно делать это, не нужно заставлять ребенка ходить – придет время, и он сам проявит интерес

Полезные упражнения

Ограниченное пространство манежа или кроватки не поможет младенцу освоить навыки ползания. В четыре месяца кроху можно положить на пол, предварительно застелив его чистой пеленкой или одеялом. Разложите вокруг него любимые игрушки так, чтобы он не мог их достать без подвижки к ним. Кроха поневоле попробует сдвинуться или повернуться, начнет отталкиваться ножкой, помогать себе рукой. Похвалите чадо, дайте ему эмоциональный стимул. Специалистами разработаны специальные упражнения, которые помогают детям наработать навыки ползания. Если ввести их в распорядок и уделять им по 15-20 минут 2-3 раза в день, через 4-5 недель ваше чадо научиться ползать. Главное – не отступать и проводить занятия регулярно. Приведем упражнения, которые помогут научить маленькое создание передвигаться на ручках и ножках:

  1. «Тачка». Положите малыша на животик на полу, подождите, пока он упрется ручками, поднимите его за ножки. Постарайтесь, чтобы он сделал несколько шагов руками.
  2. «Работа на валике». Сверните из мягкой ткани валик, подложите его под грудь крохи. Привлеките его внимание игрушками, чтобы он поворачивал голову и пытался до них дотянуться. Упражнение способствует укреплению шейных и плечевых мышц.
  3. Замените валик подушкой, и подложите ее так, чтобы поднялась и попка крохи. Теперь предложите ему игрушку так, чтобы он сделал движение к ней.
  4. Упражнение с вожжами или простыней. Проденьте вожжи под грудь и попку крохи, немного приподнимите его на импровизированных качелях. Следите, чтобы он уперся ручками в пол, а попа приподнялась. Ребенок окажется на коленках. Слегка покачивая, тренируем новое движение.
  5. После тренировки с вожжами переходим к стоянию на коленках без посторонней помощи. Учим передвигать ножки и ручки в такой стойке. Как правило, дети быстро схватывают такой принцип передвижения.
  6. Прекрасный стимул – чужой пример. Ребенок быстрее научиться ползать в компании с детьми, которые уже умеют это делать. Нет такой компании – примером может стать папа.

Как помочь ребенку, если он не ползает?

Может получиться так, что, несмотря на все усилия родителей, дети не начинают ползать ни в 6, ни в 7, ни в 8, ни в 9 месяцев (рекомендуем прочитать: ). Конечно, есть дети, которые переходят от сидения сразу к ходьбе. Однако медики рекомендуют показать ребенка специалистам. Ортопед осмотрит кроху, выяснит, в чем причина. Возможно, массаж и специальные упражнения исправят положение. Если же врач не выявит никаких нарушений в здоровье крохи, родителям надо будет помочь своему чадо. Что нужно сделать:

  • Сыграйте на чувстве собственности сына или дочки, пригласите в дом малыша, который умеет ползать. Увидев, как чужой играет с его игрушками, ваше сокровище попытается помешать и поползет.
  • Устройте для чада игру, где все ползают, и мама, и папа, и старшая сестра или брат. Пример близких сподвигнет маленького человечка к новым движениям.
  • Оцените комфорт условий, в которых вы предлагаете крохе новый способ передвижения. Проверьте температуру пола, нет ли сквозняков, удобна ли одежда.
  • Воспользуйтесь методикой Глена и постройте своеобразный трек для обучения ползанию. Наклонная поверхность облегчит освоения упражнения, потом можно ее выровнять.
  • Если ребенку тяжело оторвать свое тело от пола, объем его животика равен половине всего веса, подложите ему под живот валик. Лежа на валике, крохе будет проще справиться с координацией.
  • Верные ваши помощники – гимнастика и массаж (подробнее в статье: ). Продолжайте их делать регулярно, примерно 1 час в день, короткими сеансами по 15-20 минут.
  • Уберите специальные облегчающие приспособления (ходунки, ручные вожжи). Заставьте малыша трудиться, пусть он сам осваивает привычный для младенцев способ передвижения.

Просмотрите еще раз видео уроки доктора Комаровского или других экспертов. Убедитесь, что вы все делаете правильно. Старайтесь закрепить малейший успех крохи, но не перегружайте его. Обучение должно быть в радость малышу.

В последнее время педиатры стали отмечать такую тенденцию, что многие современные дети перепрыгивают период, когда они должны ползать. Врачи бьют тревогу, ведь он не только нужен, но и важен для ребенка.

  1. Осваивая этот процесс, малыш развивает . На запястьях и в области кисти связки постепенно растягиваются, идет дополнительное стимулирование нервных окончаний.
  2. В будущем это скажется на его способностях к восприятию речи.
  3. Укрепляется и позвоночник малыша, значительно уменьшается риск, что в будущем у него будет наблюдаться сутулость.

Это первые и очень хорошие тренировки плечевой области, заметны изменения в общей координации ребенка.

Когда ребенок начинает ползать

Врачи указывают, что основное время для ребенка, когда он предпринимает попытки поползти – 7 месяцев. Как говорилось ранее, некоторые дети этот период удачно перепрыгивают.

Впрочем, каждый ребенок индивидуален, определение того, во сколько ребенок ползает, условно, а вот когда точно он начнет осваивать мир, не знает никто. Некоторые обстоятельства могут затормозить этот процесс, другие наоборот ускорить.

К факторам, замедляющим наступление процесса, относится малыша. Ему сложно справляться с ним, поэтому и времени на обучение уходит больше. Чтобы ускорить развитие ребенка, его нужно чаще укладывать на живот, именно это будет для него хорошим стимулятором для начала действий, более того, малыш будет меньше мучиться от колик.

Что делать, если ребенок этот период пропустил

Конечно, нет ничего страшного в том, что малыш пропустил период ползанья и сразу решил ходить. До девяти лет он впитывает поступающую к нему отовсюду информацию, поэтому он быстро наверстает упущенное. Даже если он начал ползать в период от двух до пяти лет, ваша основная задача – не мешать. Он просто решил самостоятельно восстановить пробел в своих знаниях окружающего мира, и ничего страшного в этом нет.

Каждый ребенок создает свою, особенную систему развития. План, по которому он будет двигаться вперед, известен только ему, ведь он индивидуален и это необходимо помнить.

Причины, почему ребенок не хочет ползать

К сожалению, бывают и такие моменты, когда ребенок просто отказывается ползать. Педиатры выявили несколько основных причин, почему это может происходить:

  1. вызванная травмами, растяжением, ушибом. Ползанье вызывает у малыша неприятные ощущения, поэтому он предпочитает отказаться от него.
  2. Лишний вес — мышцы ребенка и кости еще слишком слабые, чтобы его выдержать, поэтому такие малыши делают все медленно, их развитие начинается позже, чем у других.
  3. Наличие в жизни ребенка длительного периода обездвиживания, связанного с болезнью или травмами. Те дети, которым пришлось в начале своей жизни долгое время находиться в больнице, отстают в развитии, но после того, как мышцы и весь организм в целом окрепнет, они быстро наверстывают упущенное.
  4. Вопреки мнению, что тугое пеленание – необходимо ребенку, врачи заявляют, что, если нет прямых показаний врача, не стоит на первых месяцах жизни малыша, ограничивать его движения. Нахождение в одежде помогает ему быстрее познакомиться со своим телом, научиться правильно координировать свои действия. Если без этого обойтись нельзя, то в течение дня чаще давайте ему полежать без пеленки, чтобы он набирался опыта в умении владеть собой.
  5. Недоразвитие мышц, которое связано с рахитом или проблемами с нервной системой. Это выясняется на осмотре врачом ребенка. Ему назначается ряд профилактических или лечебных мер, которые помогают избежать последствий. Под мерами предполагается медикаментозное лечение, . Игнорировать в этом случае показания врача нельзя, иначе ребенок может травмировать мышцы, связки, а это очень усугубит всю ситуацию в целом.
  6. Наследственность и простая лень, тоже вошли в этот перечень. Врачи давно установили, как развивались бабушки, мамы, папы, точно так же может развиваться и ребенок. Зачастую мальчики проходят тот же путь развития, что и отцы, а девочки растут как мамы. Что касается простой лени, то ребенку необходимо создавать стимулы. Это может быть игрушка или любой предмет, который вызывает у него интерес.
  7. Ходунки и манеж – еще одна причина, которая замедляет процесс ползанья. Эти предметы способствуют формированию у ребенка патологического представления об окружающем пространстве.

Как научить ребенка, если он ленится

Иногда нежелание ребенка ползать не ограничивается простой ленью, в некоторых случаях требуется помощь врача, в частности, если вы заметили, что:

  • Ребенок достиг восьмимесячного возраста, но не предпринимает попыток для движения телом, не поднимается на руки
  • Ребенок ползает, только отталкиваясь ногами, не задействуя руки, или использует только одну руку
  • Малыш ползает задом наперед
  • При обучении ребенка этому процессу, наблюдаются длительные задержки на каждом этапе

Подобные отклонения могут скрывать очень серьезные проблемы, поэтому лучше всего проконсультироваться со специалистом.

Переживать, если ваш ребенок ползает не так, как другие дети не стоит, но иногда научить и помочь ему в этом просто необходимо. Чтобы направить своего малыша вам необходимо сначала найти предмет, который представляет для него большой интерес. Это будет стимулом для его развития.

Стоит на ровной и твердой поверхности. На первых этапах можно немного подталкивать малыша вперед, чтобы он освоил основные движения. Легкое нажатие на пяточку провоцирует ребенка двигаться вперед, это для него сигнал к действию. Самое главное в этот период – наблюдение за ребенком. Если есть тревожные признаки смело обращайтесь за консультацией к врачу, если нет, просто помогите ребенку быстрее освоить этот этап.

Смотрите на видео, когда и как кроха учится ползать:

  • Возраст, когда детки начинают ползать, помощь родителей, нормы…

* Наблюдая, как он растет *

318. Он повторяет всю историю человеческого развития.

Нет ничего увлекательнее, чем наблюдать, как растет и развивается ребенок. Сначала вы замечаете только, что он увеличивается в размере. Затем он начинает постигать разные человеческие премудрости. Но в действительности его развитие - гораздо более сложный процесс, чем вам кажется. Каждый ребенок в процессе своего развития повторяет шаг за шагом всю историю человечества, его физиологическое и духовное развитие. Сначала в чреве матери зарождается клетка, которая впоследствии станет человеком, так же как когда-то в океане появилась первая живая клетка. Несколько недель спустя у зародыша, находящегося в амниотической жидкости, появляются жабры, как у рыбы. А когда годовалый ребенок с четверенек поднимается на две ноги, то тем самым он отдает дань нашим далеким предкам, которые начали когда-то ходить на двух ногах. Именно в это время ребенок учится пользоваться своими руками, приобретает ловкость. Наши далекие предки встали на две конечности, так как обнаружили, что рукам можно найти более полезное применение, чем ходьба. После 6 лет ребенок частично освобождается от своей зависимости от родителей. Главным делом этого периода его жизни становится приспособление к внешнему миру. Он серьезно изучает "правила игры". Возможно, он переживает тот период в истории человечества, когда наши дикие предки нашли, что гораздо лучше объединяться в большие группы, чем скитаться по лесу отдельными семьями. Объединившись, люди вынуждены были научиться сотрудничать друг с другом, сдерживать себя, установить законы и правила взаимоотношений, а не полагаться на старейших во всех делах рода.

319. Медленно развивающиеся дети.

Вы с огромным интересом следите за развитием своего ребенка. Если он быстро растет, вы гордитесь им, да и собой тоже, за то, что произвели его на свет. Когда ребенок радуется своим достижениям, когда он с восторженным изумлением открывает для себя окружающий мир, вы вновь переживаете самые чудесные дни своего детства. Но вы немедленно начинаете беспокоиться, если ваш ребенок начинает отставать в каком-то отношении от детей ваших знакомых. Вы не просто нервничаете, вы чувствуете себя немного виноватой. Так уж устроены все хорошие родители: чуть что-нибудь не так и они уже гадают, правильно ли они ухаживают за своим ребенком, передали ли они ребенку здоровую наследственность.
Медленное развитие крайне редко имеет отношение к плохому уходу за ребенком или наследственным дефектам.
Развитие каждого ребенка сугубо индивидуально и представляет собой очень сложное явление (см. раздел 53). Ребенок наследует от своих родителей и предков различные черты: возраст, в котором он начинает ходить, разговаривать, появление зубов, рост, более раннее или позднее половое созревание. Но этими качествами члены семьи обладают в разной степени, так как наследственность - это смесь самых разных качеств.
Такие этапы в развитии ребенка, как умение держать головку прямо, сидеть, ползать, стоять, ходить, называются моторным развитием. Существуют средние возрастные нормативы для каждого из этих этапов развития, но практически совершенно здоровые, нормальные дети сильно разнятся в своем развитии.
Существуют очень редкие болезни, которые мешают моторному развитию ребенка. Но диагноз может поставить только врач.
Огромное большинство случаев нормального развития (больше чем девять из десяти) это просто нормальные вариации развития.

320. Умственное развитие.

Умственное развитие ребенка в отличие от моторного гораздо больше зависит от окружения, чем от наследственности. Дети, рожденные матерями с низким интеллектом, но взятые на воспитание людьми с высоким умственным развитием, становятся в этом отношении похожими на своих приемных родителей.

321. Социальное и эмоциональное развитие.

Частично оно зависит от темперамента, с которым ребенок родится, т.е. спокойный он или активный. Но в еще большей степени социальное и эмоциональное развитие ребенка зависит от условий его жизни. Нет оснований полагать, что такие качества, как алкоголизм, лживость, жестокость и преступность, передаются по наследству.
Разумеется, медленно развивающийся ребенок должен находиться под наблюдением врача, который может обнаружить болезнь или дефект, нуждающийся в исправлении. Это особенно необходимо, если ребенок отстает не только в моторном, но и нервно-психическом развитии.

322. В первые 2-3 недели ребенок внутренне сосредоточен.

В этот период у него почти нет контакта с внешним миром. Большую часть времени ребенок как бы вслушивается в то, что происходит в его организме. Когда его организм говорит ему, что все в порядке, ребенок мирно спит. Когда организм подает сигналы голода, желудочного расстройства или усталости, ребенок всем своим существом отдается этим неприятным ощущениям, потому что ничто другое пока не может отвлечь его. В этот период одних детей мучают боли от задержки газов, другие регулярно плачут, а третьи всегда кричат перед тем как уснуть.
После 3 недель ребенок начинает замечать окружающий мир. Он поворачивает голову во все стороны и выглядит очень довольным тем, что он видит.

323. Сначала он поднимает голову.

Ребенок учится управлять своим телом постепенно: сначала головой, потом руками, торсом и ногами. Только что родившийся ребенок умеет только сосать. Когда соска, палец или любой предмет касается его щеки, он пытается достать его ротиком. Если вы будете держать его голову, он будет сердито вырываться. Возможно, этот инстинкт предусмотрен природой, чтобы ребенок не задушил себя.
Матери часто спрашивают: "Когда ребенок начинает видеть?" Это постепенный процесс, так же как и все другие этапы развития ребенка. Сразу после рождения он может отличить свет от темноты. Слишком яркий свет беспокоит его и заставляет закрывать глаза. В первые недели новорожденный начинает останавливать взгляд на предметах недалеко от себя. К одному или двум месяца он узнает лица близких и реагирует на их появление. К трем месяцам ребенок уже разглядывает все вокруг себя. В первые месяцы ребенку еще трудно координировать оба глаза и он часто косит. Поверхность его глаз пока не очень чувствительна и пылинка, попавшая в глаз, обычно не беспокоит его.
Только что родившийся ребенок первые дня два почти ничего не слышит из-за жидкости во внутреннем ухе. Но скоро у него установится прекрасный слух и он будет вздрагивать при громких звуках. У некоторых новорожденных глухота продолжается в течение нескольких первых дней из-за того, что жидкость в ухе впитывается медленнее.

324. Он рано начинает улыбаться, так как он общительное создание.

Однажды ваш ребенок вдруг улыбнется вам. Обычно это происходит между первым и вторым месяцем в один из моментов, когда вы будете нежно с ним разговаривать. Его первая улыбка сделает вас счастливой. Вы только подумайте, что значит первая улыбка в развитии ребенка. В этом возрасте он еще ничего не знает и не умеет, он еще не может пользоваться руками, даже головы повернуть не может, но он уже знает, что он существо общественное, ему приятно быть среди любящих людей и ему хочется отвечать им тем же. Если ребенок будет расти в атмосфере любви и нежности, то хотя временами вы и будете проявлять разумную твердость, он сохранит свое дружелюбное отношение к людям потому, что это заложено в его натуре.

325. Движения.

Только что родившиеся дети очень редко могут засунуть палец в рот. Большинство новорожденных не всегда могут даже донести руку до рта в первые 2-3 месяца. Кроме того, их кулачки все еще крепко сжаты, поэтому они не скоро смогут отделить большой палец и засунуть его в рот.
Но главная функция рук - хватать и держать предметы. Новорожденный как будто заранее знает, что ему предстоит освоить в ближайшее время. Задолго до того, как он сможет схватить предмет рукой, он пытается сделать это и ему явно этого хочется. Если вы вложите погремушку в его руку, он ее удержит и помашет ею. В середине первого года он учится дотягиваться и брать предметы, находящиеся на расстоянии вытянутой руки. Постепенно он учится все эффективнее пользоваться руками. В конце первого года ему нравится осторожно брать пальчиками пылинки, крошки или мелкие предметы.

326. Правой или левой рукой?

По этому вопросу мнения расходятся. В первый год жизни дети одинаково владеют обеими руками, а затем постепенно становятся либо левшами, либо правшами. Некоторые дети несколько месяцев пользуются в основном одной рукой, а затем переходят ко второй.
До сих пор ученые, занимавшиеся этим вопросом, считали, что это врожденное качество, которое рано или поздно проявляется в каждом человеке. Специалисты по детской речи и чтению полагали, что попытки заставить левшу пользоваться правой рукой приводили к заиканию и трудностям в чтении. Они считали, что лучше оставить ребенка в покое из опасения травмировать предполагаемого левшу. В последнее время доктор Абрам Блау опубликовал книгу "Господствующая рука", в которой он доказывает, что предпочтение, отдаваемое правой или левой руке, - не врожденное свойство, а приобретенная привычка. Он предлагает родителям тактично помогать ребенку с самого рождения отдавать предпочтение правой руке. Он считает, что ребенок, который все-таки пользуется левой рукой, несмотря на все попытки матери, делает это нарочно из духа противоречия (качество, называемое негативизмом). Я думаю, из этих двух противоположных теорий родителям безопаснее всего выбрать компромиссное решение. Если ребенок не отдает предпочтения ни одной руке (что наиболее вероятно в середине первого года, когда он начинает пользоваться руками) или, если он явно правша, то считайте его правшой и вкладывайте предметы (игрушку, пищу, а позже и ложку) в его правую руку. Но если с самого начала или позднее ребенок начинает отдавать явное предпочтение левой руке, я бы не стал с ним спорить и настаивать. Лучше оставить его в покое. Даже, если он только из-за упрямства пользуется левой рукой, то вы ничего не добьетесь, борясь с ним, но будете способствовать еще большему упрямству и даже враждебности. Итак, вы должны тактично направлять ребенка, но не вступать с ним в борьбу.

327. Как ребенок относится к незнакомым людям.

Наблюдая, как ребенок реагирует не незнакомых людей, вы можете получить некоторое представление о его развитии. Вот как он ведет себя на приеме у врача. Двухмесячный ребенок почти не обращает внимания на врача. Лежа на столе, он смотрит через его плечо на свою маму. Осматривать трехмесячного ребенка - одно удовольствие. Когда врач улыбается и разговаривает с ним, он тоже улыбается и двигает ножками и ручками от радости. Пятимесячный ребенок ведет себя иначе. Когда он видит незнакомое лицо, он замирает и напрягается всем телом, несколько секунд пытливо и подозрительно смотрит на незнакомца, затем начинает быстро дышать, подбородок его дрожит и раздается отчаянный крик. Он может так разволноваться, что будет еще долго плакать и после того, как вы уйдете из кабинета врача. В этот период ребенок легко пугается всего незнакомого. Он может испугаться даже своего отца. Возможно, в этом возрасте он уже достаточно умен, чтобы отличать своих от чужих. Если ваш ребенок боится чужих людей и незнакомых мест, лучше оберегать его от излишних волнений. Просите незнакомых людей держаться в отдаленности, пока ребенок не освоится с ними, особенно вне дома. А к отцу он скоро привыкнет.
Некоторые дети до конца первого года относятся к незнакомым людям довольно безразлично. Они больше заняты различными предметами и освоением новых видов деятельности, чем незнакомыми лицами. Но в годовалом возрасте все меняется. Мне кажется, самый "подозрительный" возраст - это 13 месяцев. Когда врач пытается осмотреть 13-месячного ребенка, он вскакивает на ножки и пытается сползти со стола на колени к матери. Он рыдает и прячет лицо на груди у мамы, как маленький страусенок. Он бросает на врача гневные взгляды исподлобья. Но он сразу успокаивается, как только осмотр окончен. Через несколько минут он может с интересом разглядывать кабинет врача и даже подружиться с самим "злодеем-доктором" (см. также раздел 380).

328. Когда ребенок начинает переворачиваться и сидеть?

Разные дети в разном возрасте начинают переворачиваться, сидеть, ползать, стоять и ходить. Многое зависит от темперамента и веса ребенка. Гибкий, энергичный ребенок торопится получить свободу передвижения. Упитанный, спокойный ребенок не спешит переходить от одного этапа развития к другому.
Когда ребенок начнет делать первые попытки переворачиваться, его уже нельзя оставлять без присмотра на столе даже на секунду. А когда он действительно научится переворачиваться, его небезопасно оставлять даже посередине большой кровати; просто поразительно, как быстро ребенок оказывается на ее краю.
Большинство детей хорошо сидят (с небольшой помощью) между 7-м и 9-м месяцем. Но некоторые дети, нормально развивающиеся и физически, и умственно, начинают сидеть только в год. Сначала ребенок делает попытки сесть. Если вы возьмете его за ручки, он попытается подтянуться и сесть. Видя такое стремление, матери спрашивают, как рано можно усаживать ребенка на подушку. Врачи считают, что делать этого не следует до тех пор, пока ребенок не будет в состоянии самостоятельно сидеть в течение нескольких минут. Но это не значит, что нельзя играть с ребенком, подтягивая его до сидячего положения, или сажать его на колени, или в коляске подкладывать под спину подушку, чтобы ребенок сидел в наклонном положении. Но следите, чтобы спина и шея ребенка были выпрямленными. Ребенку вредно долго оставаться в сгорбленном положении.

329. Высокое креслице.

Оно очень удобно, если ребенок ест за общим столом. Но дети часто падают с них. Если ребенок ест отдельно от остальных членов семьи, лучше купить ему маленький столик и стульчик. Если же вы хотите пользоваться высоким креслом, то выбирайте такое, которое имеет широкое основание (чтобы не так просто опрокидывалось) и ремни, чтобы привязывать ребенка к стулу. Не оставляйте ребенка надолго ни в высоком, ни в низком креслице, когда он уже умеет стоять или ползать. Ему нужна свобода.

330. Займите ребенка, пока вы его переодеваете.

Ни один ребенок не понимает, что нужно лежать спокойно, пока мама его переодевает. Это совершенно противоречит его натуре. С тех пор как ребенок научился переворачиваться, он возмущенно кричит и брыкается, отказываясь лежать и ждать, пока его переоденут, как будто это для него неслыханное оскорбление.
Но ребенка можно отвлечь чем-нибудь. Мать может попробовать завладеть его вниманием разговорами и всякими забавными звуками. Можно иметь специально на этот случай какую-нибудь особенную игрушку, например, музыкальную шкатулку, которую вы будете давать ему только во время переодеваний.

331. Когда ребенок начинает ползать.

Ползать дети начинают между 5-м и 6-м месяцем и хорошо ползают к 7 месяцам. Некоторые дети не ползают, а сразу из сидячего положения переходят в стоячее. Существует множество разных способов ползания. Ребенок может переходить от одного способа к другому по мере совершенствования. Одни дети ползают пятясь, другие - как-то вбок. Одни ползают на выпрямленных ногах и руках, другие - на четвереньках. А есть дети, которые ползают на одном колене и одной вытянутой ноге. Если ребенок умеет быстро ползать, он обычно начинает позже ходить. А тот, который неуклюже ползает или вообще не умеет ползать, будет стараться раньше научиться ходить.

332. Когда ребенок начинает стоять.

Стоять с поддержкой ребенок обычно начинает между 7-м и 9-м месяцем. Самостоятельно стоять ребенок будет между 9-м и 12-м месяцем. Некоторые дети не умеют стоять и позже, хотя они абсолютно здоровы и умственно полноценны. Обычно это упитанные, спокойные дети или те, у кого ножки долго набирают силу. Не беспокойтесь за такого ребенка, если врач считает, что он здоров.
Очень многие дети, научившись вставать, не знают, как снова сесть. Бедный крошка может простоять несколько часов, пока не свалится от изнеможения. Когда мать посадит такого ребенка, оторвав его от перил кровати или манежа, он моментально забывает об усталости и снова подтягивается и встает. Но на этот раз он начинает плакать уже через несколько минут. Единственное, что мать может предпринять, дать ему какой-нибудь интересный предмет поиграть, чтобы подольше удержать его в сидячем положении. Подольше катайте его в коляске и утешайтесь надеждой, что через неделю он, возможно, научится садиться. В один прекрасный момент ребенок впервые попробует очень осторожно опуститься. Через несколько недель он научится двигаться вдоль перил манежа, сначала держась за них обеими руками, а потом одной. В конце концов ребенок невзначай отпустит перила на несколько секунд, не сознавая, какой смелый шаг он сделал. Так он готовится ходить. Родители часто спрашивают, нужны ли ребенку "ходунки", т. е. Такие приспособления, которые помогают ему передвигаться, пока он не умеет ходить. Цель их: дать ребенку интересное занятие и обеспечить его безопасность. Иногда врачи не советуют пользоваться "ходунками", если ребенок кривит ножки, потому что в "ходунках" он может еще больше их скривить. Обсудите этот вопрос со своим врачом. Но в любом случае я бы советовал не держать ребенка в "ходунках" все время. Ему необходимо дать все возможности ползать и исследовать окружающий мир.

333. Когда ребенок начинает ходить.

Множество факторов определяют возраст, в котором ребенок начинает ходить самостоятельно. Если ребенок начинает ходить и в это время заболеет недели на две, то он, возможно, только месяца через два снова попробует пойти самостоятельно. Или, если он упадет и ударится после первых попыток ходить, то он может еще много недель бояться оторвать руки от опоры.
Большинство детей начинает ходить самостоятельно между 12-м и 15-м месяцем, а некоторые - уже в 9 месяцев. Довольно многие дети, вполне смышленые, не больные рахитом и не имеющие никаких физических недостатков, начинают ходить только в 18 месяцев или даже позже.
Когда ребенок начинает ходить, возникает множество проблем: обувь, дисциплина и др., которые обсуждаются в последующих разделах.
Нет необходимости учить ребенка ходить. Когда он будет готов к этому, его уже нельзя будет остановить. Я помню, когда одна мать водила своего еще не умевшего ходить ребенка, держа за обе ручки. Ребенок был в восторге. Ему так нравилось ходить в "подвешенном состоянии", что он требовал этого целый день. Бедная мать попала в очень тяжелое положение, ее спина невыносимо болела.
Часто матери спрашивают, не вредно ли для ножек ребенка, если он начинает ходить слишком рано. Известно, что телосложение ребенка может выдержать любую нагрузку при условии, что он самостоятельно переходит от одного этапа развития к другому. У только что начинающих ходить детей иногда кривятся ножки, но это не зависит от возраста ребенка.

334. Ноги.

В первые два года ступни ребенка выглядят так, как будто у него плоскостопие. Это происходит от того, что его ступня еще не сформировалась окончательно и ножки ребенка очень пухлые. Учась стоять и ходить, ребенок упражняет мускулы, помогающие сформировать свод ноги (см. следующий раздел).
Форма ног зависит от нескольких факторов, включая наследственность и наличие рахита (размягчение костей от недостатка витамина D). У некоторых детей ноги искривляются и при отсутствии рахита. Особенно этому подвержены хорошо упитанные и активные, сильные дети. Но, если у ребенка имеется тенденция кривить ноги и при этом он заболеет рахитом, то кривизна ног развивается особенно быстро и в сильной степени. Другим фактором, влияющим на форму ног, является положение, в котором они обычно находятся. Например, иногда ноги от щиколотки кривятся внутрь оттого, что ребенок всегда сидит, поджав их под себя. Иногда ступни кривятся внутрь оттого, что, лежа на животе, ребенок всегда повертывал ноги внутрь. Некоторые дети начинают косолапить после того, как они передвигаются в "ходунках", отталкиваясь внешними краями ступней.
Все дети ставят носки врозь, когда учатся ходить. А затем по мере совершенствования ставят их все прямее. Некоторые дети ставят ступни носками в противоположные стороны, как Чарли Чаплин. Ребенок, начинающий ходить, ставя ступни почти параллельно, возможно, в будущем будет косолапить. Часто ребенок с кривыми ногами косолапит.
Врач внимательно следит за развитием ног ребенка с того времени, когда ребенок начинает стоять. Вот почему так важно регулярно посещать врача и на втором году жизни. При различных дефектах ног ребенка врач может прописать ортопедическую обувь.

335. Обувь - когда и какая.

Обычно ребенок нуждается в обуви, только когда он ходит по улице. Совершенно нормально, если его руки и ноги холодные - это его нисколько не беспокоит. Другими словами, нет никакой необходимости в вязаных башмачках или мягких ботиночках в первый год жизни, разве что полы в доме очень холодные.
Когда ребенок научится стоять и ходить, тем более ценно оставлять его босым, если позволяют условия. Свод стопы ребенка вначале сравнительно плоский. Свод становится выпуклым, укрепляются щиколотки, когда ребенок стоит и энергично ходит. (Мне кажется, что именно поэтому кожа на своде ступни боится щекотки. Таким образом, природа напоминает нам, что эту часть ступни следует поднимать над землей.) Ходьба по неровной или шершавой поверхности также помогает развивать и укреплять мускулы ног. Если ваш ребенок всегда ходит по гладкому полу и его ножки всегда обуты (особенно если подметки жесткие), то мускулы его ступней расслабляются и развивается плоскостопие.
Разумеется, ребенку нужно надеть ботинки, когда он гуляет в холодную погоду или, если он ходит по асфальту или другой "опасной" поверхности. Но дома ребенку лучше ходить босиком до 2-3 лет. В теплую погоду ребенку полезно ходить босиком на пляже, в садике и в других безопасных местах.
Обычно врачи рекомендуют покупать первые ботинки с полужесткими подметками, чтобы мускулы ног имели возможность работать. Очень важно, чтобы ботинки и носки были достаточно велики, - тогда пальцы на ногах не будут подгибаться (но не настолько велики, чтобы ребенок падал).
Маленькие дети очень быстро вырастают из ботинок. Иногда приходится покупать им обувь каждые 2 месяца. Мать каждые несколько недель должна проверять, не вырос ли ребенок из ботинок. Ботинки должны быть немного больше ноги ребенка, потому что во время ходьбы пальцы ног продвигаются вперед. Когда ребенок стоит, носок ботинка должен оставаться свободным приблизительно на 2 см. Когда ребенок сидит, его нога не заполняет всего ботинка, поэтому проверять обувь нужно, пока ребенок стоит. Обувь должна быть достаточно широкой.
Если врач прописывает ортопедическую обувь с клинышками для исправления слабых щиколоток, косолапости, кривых ног, он, вероятно, посоветует жесткие прочные ботинки. Ортопедические ботинки лучше помогают, если они жесткие и высокие.
Если у вашего ребенка сильные ножки, можно купить ему полужесткие ботинки, даже самые дешевые, если они хорошо сидят на ноге и достаточно большого размера.

336. Когда ребенок начинает разговаривать.

Большинство детей начинает произносить звуки, имеющие какое-то значение, около года. Но есть совершенно нормальные дети, которые не торопятся заговорить. Похоже, что это зависит главным образом от темперамента и особенностей натуры ребенка. Дружелюбно настроенный, веселый ребенок стремится заговорить раньше. Спокойный ребенок, склонный к созерцательности, долго наблюдает за происходящим вокруг, прежде чем у него появляется желание высказать и свое мнение.
Атмосфера, в которой растет ребенок, и отношение к нему окружающих также играют важную роль. Если из-за нервного напряжения, вызванного чем-либо, мать все время молчит в обществе ребенка, то он, не чувствуя с ее стороны стремления к общению, тоже замыкается в себе. Взрослые иной раз впадают в другую крайность: постоянно разговаривают с ребенком и командуют им, лишая его всякой инициативы. Такой ребенок будет чувствовать себя неловко с людьми и замыкаться в себе. Он еще не дорос до того возраста, когда он может поспорить со взрослым либо просто уйти. Все люди - и старые, и молодые - чувствуют потребность разговаривать, высказаться, когда они находятся среди общительных, сочувствующих друзей. Ребенок - не исключение, только сначала он должен захотеть научиться разговаривать.
Считается, что поздно начинают говорить те дети, которых обслуживает вся семья, не давая им самостоятельно и рукой шевельнуть, предупреждая каждое их желание. Такой ребенок действительно медленнее будет пополнять свой словарный запас, но вряд ли он будет вообще молчать. Но если, кроме этого, родители будут сдерживать стремление ребенка к общительности и постоянно одергивать его, то он действительно будет молчать.
Бывает, что мать говорит с ребенком такими длинными предложениями, что он не успевает выделить и запомнить ни одного слова. Но это встречается редко, так как мы инстинктивно говорим с детьми короткими фразами с ударением на самом главном слове.
Если ребенок долго не начинает говорить, первое, что приходит в голову родителям, это не отстает ли их ребенок в умственном развитии. Действительно, некоторые умственно отсталые дети начинают говорить поздно. Но очень многие из них произносят первые слова в том же возрасте, что и нормальные дети. Разумеется, если ребенок очень сильно отстает в физическом развитии (например, в 2 года еще только научился сидеть), то он и говорить начнет поздно. Факты доказывают, что огромное большинство детей, которые почти не разговаривают до 3 лет, отличаются нормальным умственным развитием или даже оказываются необычайно смышлеными.
Я думаю, нетрудно догадаться, что делать, если ребенок долго не начинает говорить. Не сердитесь на него за это и не торопитесь делать вывод, что он глуп. Будьте нежны с ним и постарайтесь не слишком сдерживать его инициативу. Дайте ему возможность бывать среди других детей, где он будет чувствовать себя естественнее. Разговаривайте с ним дружелюбным тоном, употребляя простые слова. Поощряйте его называть вещи, когда они ему нужны. Но не требуйте от него, чтобы он заговорил, и не выражайте свое недовольство.
Большинство детей вначале произносят все слова неправильно, но постепенно говорят все лучше и чище. У некоторых детей не получаются определенные звуки. Иногда причиной этого является неуклюжесть языка либо другого органа речи. В конце концов некоторые взрослые тоже шепелявят, хотя всеми силами пытаются избавиться от этого недостатка. Иногда ребенок неправильно произносит какое-то слово, хотя те же звуки в других словах произносит правильно. Незначительные отставания в развитии речи ничего не значат, если в других отношениях ребенок развивается нормально, если он весел и в его жизни все благополучно. Полезно время от времени поправлять ребенка в дружелюбном тоне. Но было бы ошибкой относиться к произношению ребенка слишком серьезно и постоянно придираться к нему.
Что делать с ребенком, который в 3, 4 или в 5 лет говорит настолько невнятно, что другие дети не могут его понять и смеются над ним? Прежде всего необходимо проверить его слух. Можно обратиться к логопеду. Но это должен быть специалист, который умеет обращаться с маленькими детьми и сделать уроки интересными. Найдете вы логопеда или нет, ребенок должен как можно больше находиться в обществе детей, желательно своего возраста. Еще лучше отдать в хороший детский сад. Чуткая воспитательница тактично защитит ребенка с речевым дефектом от насмешек товарищей. Обычно воспитательница скорее может помочь ребенку исправить дефект речи, чем родители, потому что она меньше беспокоится об этом.

337. Нарочитое сюсюканье.

Оно встречается у детей, которые ревнуют к младшему брату или сестре, если им кажется, что к маленьким братьям и сестрам родители проявляют больше любви и внимания (см. раздел 464). Но иногда ребенок нарочно сюсюкает и без "соперников" в семье. Например, мне приходит на память маленькая девочка с завитыми локонами и в нарядном платьице - единственное дитя в обожающей ее семье. Все члены семьи забавляются крошкой, забывая, что ей предстоит повзрослеть. Они продолжают сюсюкать с маленькой девочкой и тогда, когда она уже давно вышла из возраста, для которого это естественно. Они показывают своим поведением, что девочка им больше нравится, когда она ведет себя, как "очаровательный пупсик". Не удивительно, что девочка охотно играет эту роль. Но ей будет очень трудно, когда она окажется среди детей своего возраста, потому что они не будут считать ее "милым пупсиком", они будут смеяться над ней.

* Развитие зубов *

338. Время появления первых зубов ничего не значит.

У разных детей развитие зубов протекает по-разному. Одни дети жуют все подряд, капризничают и хнычут за 3-4 месяца до появления каждого зуба и портят жизнь всем членам семьи. А у других детей зубы прорезаются безболезненно, и мать их обнаруживает случайно в один прекрасный день, вообще не подозревая, что у ребенка выросли зубы. У относительно здорового ребенка возраст, когда появляются зубы, определяется наследственностью. В одной семье почти у всех детей зубы появляются раньше, а в другой - позже. Не думайте, что ваш ребенок лучше другого, если у него рано прорезались зубы. И не считайте, что ваш ребенок умственно и физически отстает, потому что зубы у него появились поздно.

339. Как растут зубы у ребенка.

Как правило, первые зубы появляются около 7 месяцев, но еще с 3-4 месяцев ребенок хнычет, все кусает и периодически плачет. В первые 2,5 года у ребенка должно вырасти 20 зубов, поэтому не удивительно, что почти любое недомогание в этот период так легко объяснить прорезыванием зубов.
В прежнее время прорезывание зубов считали причиной простуды, поноса, повышения температуры тела. Разумеется, причина этих болезней не прорезывание зубов. Однако, у некоторых детей прорезывание зубов снижает общую сопротивляемость организма и они в этом время легче заболевают. Поэтому, если при прорезывании зубов ребенок заболеет или температура превысит 38°, необходимо вызвать врача для установления диагноза и лечения.
Обычно первыми появляются два нижних центральных зуба (8 передних зубов называются резцами). Через несколько месяцев прорезаются четыре верхних резца. Обычно к году у ребенка имеется 8 зубов (4 внизу и 4 наверху). Затем обычно бывает перерыв в несколько месяцев, после чего почти один за другим прорезаются еще 6 зубов: 2 оставшихся нижних резца и 4 коренных зуба, которые находятся на боковых сторонах челюсти. Между коренными зубами и резцами остается место для клыков (заостренных на концах), которые появляются через несколько месяцев после коренных зубов. Как правило, они прорезываются во второй половине второго года. Последними вырастают еще 4 коренных зуба, обычно в первой половине третьего года жизни.

340. Когда прорезываются зубы, ребенок часто просыпается ночью.

Первые четыре коренных зуба прорезываются особенно болезненно. Ребенок может капризничать и потерять аппетит на несколько дней. Он может просыпаться несколько раз за ночь. Если он снова быстро не засыпает, то это может стать проблемой. Самый простой способ успокоить ребенка - дать ему молока из чашки или из соски. Не рискованно ли это? В большинстве случаев ребенок перестает просыпаться, как только зубы прорежутся. Но иногда у детей развивается привычка просыпаться ночью, особенно если их берут на руки и занимаются ими. Поэтому я думаю, что лучше не кормить ребенка ночью и не брать его на руки, если он сам засыпает через несколько минут. Если же вам приходится кормить его ночью, делайте это в кроватке, но, как только зубы прорежутся, немедленно прекратите эту практику.
Когда в середине первого года жизни у ребенка растут первые зубы, он тоже часто просыпается ночью.

341. Дайте ребенку возможность жевать.

Некоторые матери считают своей обязанностью ничего не позволять ребенку класть в рот. Но большинству детей это просто необходимо по крайней мере от 6 до 15 месяцев. Постоянная борьба измучает и мать, и ребенка. Разумнее обеспечить ребенка предметами для жевания, которые не должны иметь острых углов и краев, чтобы ребенок не поранил себя, если упадет. Очень удобны для этой цели резиновые кольца, но подойдет любой кусок резины, которые ребенку удобно держать в руке. Будьте осторожны с игрушками из тонкого целлулоида. Иногда дети откалывают маленькие кусочки целлулоида, глотают их и могут подавиться. Следите, чтобы ребенок не грыз краску с мебели и других предметов. Некоторые дети предпочитают жевать кусок материи. Разрешите ребенку жевать все, что он хочет, кроме опасных для него предметов. Не бойтесь бактерий, живущих на предметах, которые он жует. Это его собственные бактерии, к которым он давно привык. Конечно, надо вымыть кольцо водой с мылом, если оно упадет на пол или если его схватит собака. Кипятите время от времени тряпку, которую ребенок жует. Некоторым детям нравится сильный массаж десен.

342. Как укреплять зубы.

Прежде всего необходимо помнить, что коронки зубов (т. е. та часть зубов, которая выступает на поверхности десен) образуются в деснах задолго до рождения ребенка из тех веществ, которые мать получает с питанием во время беременности. Исследования показали, что для укрепления зубов особенно полезны следующие вещества: кальций и фосфор (молоко и сыр), витамины D (в виде концентрата и солнечных лучей), витамин C (в виде концентрата, апельсинов и других цитрусовых, свежих помидоров, капусты). Витамин A и некоторые витамины группы B, по всей видимости, так же необходимы, как и другие вещества.
Постоянные зубы ребенка, которые появляются не раньше 6 лет, начинают формироваться через несколько месяцев после рождения. в этом возрасте ребенок получает большое количество фосфора и кальция из молока. С месячного возраста ребенок должен получать витамины C и D (обычно их дают новорожденным в виде концентратов).

343. Фтор, содержащийся в воде, укрепляет зубы.

Фтор - очень ценное вещество для построения хороших зубов. Оно должно быть в составе питания рациона и беременной женщины, и маленького ребенка в период формирования постоянных зубов. В тех странах, где фтор содержится в воде, зубы разрушаются гораздо меньше. Во многих странах фтор добавляют в воду. Если в воде он отсутствует, зубной врач может частично восполнить этот недостаток, нанеся фтор тонким слоем на зубы ребенка. До сих пор некоторые люди восстают против добавления фтора к воде, считая это вредным, несмотря на тщательные исследования ученых и их заключение о пользе такой меры. Но в свое время многие возражали и против всеобщей вакцинации, и против хлорирования воды, хотя сейчас это стало обыденным явлением.

344. Сахар и пища, содержащая крахмал, способствует разрушению зубов.

Ученые еще не нашли исчерпывающего ответа на вопрос, отчего разрушаются зубы (явление, называемое кариесом). Питание женщины в период беременности и питание ребенка безусловно очень важно для предупреждения кариеса. Наследственность тоже играет некоторую роль.
Даже крепкие с виду зубы могут начать разрушаться. Зубные врачи считают, что разрушение вызывается главным образом молочной кислотой, которая вырабатывается бактериями, живущими в сахаре и крахмале, застрявшем в зубах. Чем дольше остатки этой пищи находятся на зубах, тем больше размножается бактерий и тем больше вырабатывается молочной кислоты, которая разъедает отверстия в зубах. Вот почему жевание сладостей (конфеты, печенье, сухие фрукты, сладкие напитки, пирожные) между кормлениями особенно способствует разрушению зубов.
Конечно, во фруктах и даже в овощах тоже содержится сахар. Но в них он находится в растворенном состоянии и поэтому скорее смывается. Грубая клетчатка фруктов и овощей действует на зубы, как зубная щетка. Все мы едим пищу, содержащую крахмал, но обычно только в определенные часы. Кроме того, хлеб, крупы грубого помола и картофель не прилипают к зубам надолго. Зубы страдают от частых "перекусываний" вне расписания (особенно если это пища, надолго застревающая в зубах, как сладкое и крахмал).

345. Уход за зубами.

Некоторые врачи советуют начинать чистить зубы ребенка, когда появляются первые 4 коренных зуба, т. е. приблизительно в первой половине второго года жизни. Я думаю, лучше подождать до 2 лет. В этом возрасте ребенок с увлечением копирует все, что делают взрослые. Если его мать и отец чистят зубы, он тоже хочет попробовать. Купите ему зубную щетку, как только он проявит к ней интерес, и пусть он пробует. Разумеется, вначале у него ничего не получится, но вы тактично ему поможете. Вы скажете, что я чересчур подробно говорю на эту тему. Я только хочу показать на этом примере, что нет нужды заставлять ребенка что-то делать, как уверены многие взрослые, так как в свое время он с огромным удовольствием сам будет делать то, что взрослые, может быть, считают неприятной обязанностью. Но только дайте ему возможность самому научиться.
Главная цель чистки зубов - удаление остатков пищи с их поверхности. Чистить зубы надо после каждой еды, 3 раза в день. Особенно важно чистить зубы после ужина, чтобы они оставались чистыми всю ночь, когда слюна образуется в очень небольшом количестве.

346. Водите ребенка к зубному врачу 2 раза в год с 3 лет.

Зубы обычно начинают разрушаться с 3 лет. Пломбировать их надо, пока отверстия еще маленькие. Это, во-первых, сохранит зуб, а во-вторых, причинит ребенку меньше боли. Даже, если зубы трехлетнего ребенка целы, все-таки имеет смысл повести его к зубному врачу по двум причинам: чтобы удостовериться, что зубы здоровы, и чтобы впоследствии ребенок шел к зубному врачу без страха. Если в первый раз ему не причинили боли, он не будет бояться вставлять пломбу, когда это впервые потребуется.
Часто родители думают, что бесполезно ухаживать за молочными зубами, так как они все равно выпадут. Это неправильно. Разрушающийся молочный зуб тоже может болеть и через него инфекция может проникнуть во всю челюсть. Если же больной зуб приходится удалять, то из-за образовавшегося пустого пространства соседние зубы растут неправильно и впоследствии будут мешать расти коренному зубу. Помните, что последние молочные зубы выпадают только в 12 лет. Поэтому они нуждаются в таком же тщательном уходе, как и постоянные зубы.

347. Постоянные зубы.

Они начинают появляться около 6 лет. Постоянные коренные зубы вырастают вслед за молочными коренными зубами. Первыми выпадают нижние центральные резцы. Постоянные зубы, вырастая, разрушают корни молочных зубов, расшатывают их до тех пор, пока они совсем не выпадут. Молочные зубы выпадают в том же порядке, в каком появляются: резцы, коренные, клыки. Процесс смены молочных зубов постоянными заканчивается только в 12-14 лет. Вслед за коренными зубами, выросшими в 6 лет, появляются вторые коренные зубы около 12 лет. Зубы мудрости вырастают гораздо позже, примерно в 18 лет (а иногда вообще не вырастают).
Иногда постоянные зубы вырастают кривыми или смещенными, но со временем они несколько выравниваются. Правда, заранее трудно сказать, насколько они исправятся. Зубной врач, проверяющий зубы вашего ребенка каждые 6 месяцев, может назначить лечение.

Все дети разные и развиваются неодинаково. Кто-то в 5 месяцев начинает ползать на пузе, а затем быстро начинает вставать на четвереньки и уже спустя неделю радует своих родителей быстрым ползанием, а другие и в 8 месяцев никак не хотят следовать примеру мамы и папы, которые уже устали ползать перед глазами малыша на коленях, пытаясь показать ему пример и научить его "собачьему" мастерству.

Если малыш не ползает в 8 месяцев, то это свидетельствует лишь о том, что еще не пришло время, когда ему пора ползать. Ведь каждый ребенок имеет свои особенности в умственном и физическом развитии, а потому то, как и в какие сроки он освоит двигательные навыки напрямую зависят от того, насколько развиты его мышцы, кости, интеллект и психика.

Если на плановых осмотрах в 1 и 3 месяца невролог и ортопед не нашли никаких отклонений в развитии, то переживать по поводу того, что 8 месячный ребенок не ползает не стоит. Обычно ползать не торопятся пухленькие детки со спокойным характером и скорее всего, ваш малыш относится именно к таким.

Ползание - необходимый этап в развитии . Оно не только дает малышу возможность передвигаться самостоятельно, но и способствует развитию его интеллекта, настойчивости и уверенности в собственных силах. Однако в последние годы резко возросло количество детей, которые не желают ползать и начинают ходить чуть позже положенных сроков.

Редко, но встречаются дети , которые начинают ползать специфическим образом: по-пластунски, на попе, отталкиваясь одной ногой, подволакивая одну руку или ногу. Такие попытки ползать говорят о том, что организм ребенка пока не окреп и не готов ползать обычным способом. Чтобы ползать на четвереньках, нужно иметь хороший пресс, крепкие мышцы спины, ног и рук. Во время ползания малышу приходится одновременно двигать ногами и руками, следить за целью и огибать препятствия.

Ползание готовит мышцы и мозг ребенка к прямохождению. Если ребенок начнет ползать не в 8 месяцев, а только в 10-11 месяцев, значит, он начнет ходить также позже. Беспокоиться родителям надо в том случае, если в 8 месяцев ребенок встал и пошел, пропустив этап ползания. Это может отрицательно сказаться на его осанке, позвоночнике и спине в целом, ведь его кости и мышцы еще не готовы к такой нагрузке.

Преждевременное стояние и ходьба до начала ползания могут оказать отрицательное влияние на формирование скелетно-мышечного каркаса, поэтому неправильно поступают те родители, которые начинают ребенка, который еще не ползает, водить за обе ручки или ставят его на ходунки. Большую преждевременную нагрузку нельзя испытывать не только позвоночнику малыша, но и его стопам. Дети, уже имеющие ходить на ходунках, значительно позже начинают ползать или даже вовсе пропускают этот важный этап развития.

Родители обязаны сделать все реально зависящее от них, чтобы их ребенок гармонично развивался и рос. Чем активнее с первых дней рождения родители занимались ребенком, делали массаж и гимнастику, закаляли, тем лучше развивается его мускулатура, тем меньше у него лишних килограммов и тем скорее он начнет сидеть, ползти, вставать и ходить. Болезни, из-за которых 8-месячный малыш не может ползать, на практике встречаются редко. Причиной нежелания ребенка ползать чаще всего является отсутствие нужных условий и мотивов для развития этого навыка.


Чтобы научить ребенка ползать, родителям надо проводить больше времени с ним. Регулярно, начиная с 2-3 месячного возраста, необходимо укладывать малыша животом на твердую поверхность. Лучше всего на пол, где есть коврик. Такая поверхность хороша тем, что на ней ребенку проще поднимать головку и отталкиваться ножками. От пола он никуда не упадет, что снижает риск травм.

В 4-5 месяцев начинайте на расстоянии вытянутой руки от ребенка ставить яркую игрушку или вещь, которой он любить играть, и предлагайте ему до нее дотянуться. Порадуйтесь вместе с малышом, если он сумет доползти на животе до "приманки" и через пару недель увеличьте до нее расстояние. При регулярных занятиях на полу уже в 6-7 месяцев малыш будет стараться отрывать живот от пола и начнет сам себя раскачивать, родителям же остается только помочь крошке освоить, как надо двигать ножки, чтобы ползти вперед.

Если же вашему ребенку уже 8 месяцев, а он еще не ползает, не нужно ругать его, заставлять вставать на четвереньки и нервничать. Наберитесь терпения, запишите малыша на курс массажа и регулярно делайте с ним упражнения, помогающие укрепить мышцы спины, живота, ног и рук.

Не стоит мучить малыша , если он никак не желает встать на коленки. Ползать он должен стремиться рефлекторно, а родителям нужно только поощрять его движения. Очень важно при этом создавать для передвижения условия, не ограничивая пространство манежем или кроватью.

Каждое достижение ребенка - событие для семьи. Чтобы побудить его ползать, лучше всего показать пример и ползать на четвереньках самим на глазах у ребенка.