Значение слова «призвание. Призвание – потребность совершить лучшее, на что способен

Время на чтение: 3 мин

Призвание человека и его жизненная миссия являются неразрывными категориями и представляют собой совокупность тех жизненных смыслов и ценностных ориентиров, которые определяют всю деятельность человека. Призвание принято ассоциировать с работой и действительно данная категория отображает деятельность, но не предполагает жесткой привязки к рабочей сфере, скорее речь идет о реализации своей активности способом, приносящим чувство реализованности и личностной задействованности в жизненной системе.

Выбор профессии по призванию считается наиболее благоприятным, поскольку будет отвечать реализации заложенных внутренних потребностей личности, ее уникальных способностей для преобразования мира в лучшую сторону. В ситуации, когда жизненные обстоятельства или необдуманные поступки не позволяют реализовываться в наиболее актуальном направлении, человек может находить время для своего призвания в свободное от работы время, увлекаясь чем-то.

Если способности и образование помогают определить, что человек может делать, то призвание всегда отражает ту сторону бытия, не осуществлять которую личность не может. Идя против внутренних порывов, человек со временем может потерять свою уникальность, вдохновение и мотивацию. Отсутствие понимания внутренней пользы дела приводит к глубокому экзистенциальному кризису, именно поэтому так актуальна проблема поиска своего истинного предназначения.

Что это такое

Призвание является довольно размытой категорией, и попытки ее упрощения сводятся к выбору профессионального пути. Такая стратегия может привести к полнейшей дезориентации, ведь реструктуризация общества и высокая скорость технического развития создает новые актуальные специальности и навсегда отправляет в историю, существовавшие раньше. Погоня за такой актуальностью и соответствием тенденциям может лишить человека его внутреннего призвания. Например, рисунок на холсте все чаще заменяет компьютерная графика, а ручное изготовление обуви заменяют фабрики, не говоря о специализации аграрной промышленности. И тогда люди, чье призвание в смешении ингредиентов красок, выделке кожи или садоводстве могут забросить свои уникальные таланты или сделать выбор в пользу реализации, переходя на уникальное производство или оставляя призвание в качестве хобби.

Проверить занимается человек своим призванием или просто деятельностью, удающейся ему успешно можно по нескольким важным критериям.

Если выполняемая работа приносит душевное удовлетворение, ощущение собственной реализованности настолько, что главным становится процесс, а не прибыль, при этом окружающее общество получает пользу от того, что делает или производит человек, то это призвание.

Еще один момент – это масштабность, достигающая размеров, которые превышают по своей смысловой насыщенности, продолжительности и важности жизнь человека в бытовом ее понимании. Это идеология, остающаяся жить даже после того, как исчезает сам творец или внутреннее понимание человека, что он может пожертвовать некоторыми аспектами своей жизни ради реализации собственной идеи, приносящей пользу окружающим.

С глубинной точки зрения призвание является также большой ответственностью, а не только даром способностей. Человек будет ощущать постоянную душевную нехватку и терзания при невыполнении задач призвания, если так продлится длительное время, то все таланты и способности, заложенные для этого, атрофируются. Так исчезает жизненная мотивация, появляется ощущение проживания не своей жизни, а поиск и возвращение к исходной точке становится затруднительным.

Естественно, что призвание не является статичной категорией, и оно меняется вместе с изменениями личности, однако никогда не происходит кардинальной смены, возможны лишь коррективы, связанные с изменением ситуации, потребностей, возрастанием уровня владения навыками, необходимыми для его реализации.

Для тех, кто поглощен своим увлечением глобально, оно может представлять основную экзистенциальную категорию, и человек буквально начинает гаснуть и "умирать на глазах", при отсутствии этой деятельности. Другие достаточно легко переносят отсутствие реализации своего предназначенного пути, имея в качестве опор много других сфер деятельности, увлечений и невысокую степень мотивации.

Как определить свое призвание

Человеку важно определить свое призвание, но иногда это оказывается трудновыполнимой задачей. Причиной этому может служить отсутствие контакта со своими переживаниями, внутренними психическими и эмоциональными процессами, и как следствие неумение слышать свои способности, понимать смыслы и стремления. Личностная незрелость также мешает разобраться со своим призванием, поскольку предполагает высокий уровень ответственности за совершенный выбор, прежде всего перед собой, а также перед всем обществом.

Инфантилизм многих людей оставляет их на подростковом уровне развития, где невозможно самостоятельно принимать решения, а призвание всегда требует полного непосредственного участия.

Усердные и искусственные поиски призвания обычно не заканчиваются успехом именно потому, что человек направляет основную часть энергии на различные методики и изучение, вместо погружения в то, чем может заниматься часами и во что верит. Естественно, только занятия тем, что нравится, не могут продвинуть к пониманию своего дела, возможно, понадобятся созидательные действия, инновации, сочетание нескольких подходов. Это особенно актуально для тех, чье призвание еще не имеет аналогов в мире или довольно мало распространено.

Чтобы облегчить процесс поиска важно иметь общую подготовку высокого уровня во всех отраслях. Тяжело понять, что вы призваны совершать открытия в области молекулярной биологии, если не знать, что такое существует.

Соответственно чем большим арсеналом владеет человек, тем больше его шансы найти именно свое. Развитие навыков необходимо регулировать и те области, где появляется наибольший интерес развивать максимально – именно за чертой познания всего, что уже совершено в данной области начинаются личные открытия и индивидуальный путь.

Для того чтобы пройти такую дистанцию важна мотивация, причем не внешними факторами, а внутренними желаниями, ведь призвание всегда идет от сердца и собственной реализации.

Человек, обладающий множеством желаний, всегда более мотивирован, чем тот, кто ограничивается стандартными социальными потребностями. Если вы желаете большего, чем дает ваш настоящий уровень, то подсознание начинает автоматически искать пути реализации и достижения, так происходит процесс творчества, рождаются новые идеи, раскрывается заложенный потенциал.

Развивать желания помогают и мечты, а также планы, без критики сознания и логических остановок о невозможности осуществляя подобного. Найдите время, чтобы каждый день представлять то, чего вы хотите, мечтайте о своей новой жизни, реальности, окружающей вас, социальном устройстве и других мирах. Если детальнее будут становиться фантазии, тем выше будет уровень желания, и лишь потом подключится логика и творчество, помогающие осуществить все придуманное.

Анализ желаемого отклика на свою деятельность – это стандартная мотивация для выбора основного направления. Но чтобы найти призвание важно еще понимать, что вы можете и хотите отдавать окружающим. Акцент лучше делать на том, что отдавать хотите, ведь вы можете отдавать свое время, а хотеть дарить картины или можете отдавать деньги, а хотите давать безопасность. Только если процесс отдачи будет для человека таким же приятным, как и создание, тогда он будет находиться на своем месте.

Примеры

Чтобы отличить призвание от многих других понятий хорошо помогают примеры. Так призвание может находить свою реализацию в хобби или взаимоотношениях, но одно остается общим – это всегда активная позиция человека.

Так, призванием не может быть фактор, находящийся вне зоны влияния и компетенции человека. Например, воспитание может быть призванием, а дети не могут. Разница в том, что на протяжении всей жизни и во многих ситуациях человек может заниматься воспитанием, однако вкладывать весь смысл в конкретных детей нельзя – они не деятельность, развиваются в своем темпе, могут перестать нуждаться в воспитании и прочее.

Живопись может быть призвание, а картина нет – это конечная вещь, имеющая свою конечную точку создания. На этих примерах понятно, что возможность реализации призвания должна оставаться у человека на протяжении всей его жизни, а физические факторы и воля других людей являются лишь временными переменными.

Объективно не существует разделения призваний по половому или возрастному признаку. Тезисы во многих источниках говорят, что женское призвание в материнстве, практика показывает, что отцы порой боле успешно выполняют подобную роль.

Путешествия приписывают молодому поколению и даже стимулируют к этому, пока не подошел зрелый возраст, но те, у кого призвание в путешествиях продолжают осуществлять его и отправляются дальше.

Окружение данного понятия ореолом высокого, недоступного и чего-то творческого заставляет людей забыть о многих возможностях. Сапожники, приносящие пользу многим конкретным людям своей практической помощью, вполне могут реализовывать свое призвание. Кризис-менеджер не только денежная профессия, но и моральная установка и способности человека к разрешению трудных проблем. Не все способны проявлять терпение священников или волонтеров спасательных миссий, но могут лепить глиняные фигурки, радующие детей или изобретать новые лекарства.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Светлана Бадовская
Статья «Профессия «учитель»: по призванию или? …»

Профессия «Учитель » - «По призванию , или?.»

«Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстает от своего времени».

Ян Райнис

Одна из самых сложных профессий в мире – учитель !

Наверное, не каждый способен стать учителем , ведь для этого не достаточно только получить высшее образование , а еще и необходимо обладать неподдельной тягой к профессии . Избравший путь педагога посвящает всего себя образованию, а иначе он не смог бы воспитать в своих учениках любовь к познанию.

На новом витке времени, когда скорость развития науки и техники определяет задачи образования, необходимо постоянно учиться всем : и Учителям , и Ученикам. И в первую очередь научиться плодотворно выстраивать межличностные отношения между собой.

Настоящий Учитель растет и развивается вместе с учениками, увлекая их в мир неизведанного. У каждого ребенка есть способности и таланты. И чтобы они открывались, необходимо владеть способами, методами, приемами ума, души и высокого Духа!

Учитель в современной школе ни единственный источник информации, с единственно правильной точкой зрения. Поэтому он принимает позицию человека в лице ученика, его личное мнение, его точку зрения, его позицию, которая отличается часто от других.

Любить детей «удобных» , которые никому не перечат, смирно сидят, получают хорошие оценки - много ума и сил не надо.

Надо учиться любить еще и тех , кто перечит, кто теряет интерес к учебе, кто не хочет идти в школу.

Эти прописные истины должны понимать педагоги школ и вузов, а также студенты, которые избрали эту благороднейшую и сложнейшую профессию .

Почему же зачастую слышишь от школьников : -Та, учитель какой-то новенький , молодой и злой. Кричит на нас, заставляет переделывать работу по сто раз, место рабочее за всеми убирать. Вот старый был добрый и на нас никогда не кричал, даже когда опаздывали…

Если обратиться к статистике качества образовательного процесса в ВУЗах за полтора десятка лет, то можно проследить тенденцию роста коммерческого образования и снижения бюджетного обеспечения Вузов государством. Каковы последствия таких тенденций. Возможно ли качественное преподавание в школах при условии «оплаченных» дипломов и слабой профессиональной подготовки .

Вот отзыв родительницы одной из школ города по поводу профессионализма учителя : - Да, господи, что с нее возьмешь? За деньги заочно окончила институт, ни одной книжки не прочла, а моему ребенку тройки ставит…

Что же мы имеем на сегодняшний день?

Безусловно, низкий уровень профессиональной подготовки молодых специалистов обусловлен увеличением объема коммерческого обучения студентов! Отсюда низкий уровень конкуренции поступающих в Вуз студентов. Берут всех подряд с тем, что когда нужно будет действительно учиться , многие «отсеются» . Но глобального «отсева» не происходит, так как во многих ВУЗах налажена система покупки оценок. Ежегодно выпуск за выпуском, появляется огромное множество так называемых специалистов, в том числе и учителей , но в школу приходят единицы, да и то без необходимых знаний, таланта и желания. Будущие студенты ВУЗов заранее сориентированы на волну коммерческих отношений педагога и студента.

Придя в школу, молодой педагог попадает в мир неизведанных отношений учителя-ученика , учителя- учителя , учителя-завуча и директора , учителя-государства . Множество советов и рекомендаций со стороны старших коллег и администрации, первые неудачи и отчаяния. Как в потоке событий и информационного бума выстроить свою педагогическую судьбу, определиться в манере общения с учениками и коллегами, правильно сориентироваться в процессе создания своего педагогического кредо?

На многие вопросы предстоит ответить, прежде всего, самому.

Каким образом, спросите вы?

В. Г. Белинский говорил : «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса» . Слова эти сказаны очень давно. А мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе , об учителе , который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Сама жизнь заставляет нас активно использовать информационные компьютерные технологии (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе.

Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспринимает предложенную учителем информацию с помощью ИКТ. Следовательно, учителю необходимо владеть не только современными методиками, но и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и непрерывно развивающимися компьютерными технологиями. Перед учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.

Ученик XXI века, пришедший в школу из современного мира, ориентированного в основном на материальные ценности, погружается в совершенно иной мир – мир с преобладающими духовными ориентирами. Одни ребята выражают яростный протест, другие подстраиваются под требования школы.

Учителю необходимо проявлять максимум терпения и понимания, постоянно повышать собственный уровень образования и так организовывать учебный процесс, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно.

Сложно быть таким, если в ВУЗе тебя не научили мыслить, искать, учиться !

Есть ли выход из сложившейся ситуации? Готово ли государство признать несостоятельность преобладания коммерческого образования и наметить пути решения проблемы? Очень сложно ответить на этот вопрос.

Но ответить на вопрос : «Что же учитель – это призвание или специальность по диплому?», я все же попытаюсь.

Попробуем разобраться, необходимо ли призвание в выбираемой профессии или достаточно отметки в дипломе о специализации.

И что же такое призвание ?

Склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-нибудь профессии , при обладании или при убеждении, что обладаешь нужными для того способностями, есть призвание . Можно чувствовать призвание к науке , призвание к музыке и следовать своему призванию .

В любой профессии очень важно , чтобы человек любил свою работу и получал от нее духовное удовлетворение.

Работая в дошкольном образовательном учреждении музыкальным руководителем, я познакомилась с очень интересным человеком и хорошим воспитателем Шульгой Людмилой Петровной. Людмила Петровна с раннего детства мечтала стать воспитателем и всю свою сознательную жизнь посвятила воспитанию детей в детском дошкольном учреждении. Многие десятки благодарных воспитанников с теплотой и нежностью вспоминают годы, проведенные рядом с Людмилой Петровной. Чем же так запала в сердца своих воспитанников эта необыкновенная женщина и воспитатель.

Чтобы это понять, нужно как можно дольше находиться рядом, и иметь возможность наблюдать за непрерывным педагогическим процессом, который построен на вдохновленном творчестве. Это и необыкновенные занятия, совместные с родителями творческие проекты и исследования, волшебные сценарии сказок и шоу-постановки, кукольные спектакли перед сном. И, конечно же, как итог - великолепные знания обучающихся детей-счастливцев, которые ежедневно посещают группу №9 под незатейливым название «Ракета» .

Да, это именно тот случай, когда говорят : «Работает по призванию .

Но почему так говорят о редких педагогах? В чем секрет и магия настоящего и талантливого учителя ?

Может быть, в его внешнем виде, или в богатом арсенале знаний. Или может быть попал он в нужное время в нужное место и ему везет?

Как разобраться? В чем залог того, что ты состоишься как учитель ?

Может, хорошо знать свой предмет? Умело использовать дидактические и методические наработки? Любить детей?

А может нужно уметь грамотно и эффективно общаться?

Есть ли что-то более важное и что-то менее важное из выше перечисленного в профессии учителя ? Многие и многие учителя хорошо знают свой предмет, умеют использовать методику преподавания предмета, любят детей, но не испытывают удовлетворения от выполняемой работы. Часто приходиться слышать, что причины этой неудовлетворенности в низкой заработной плате учителя . Трудно не согласиться. Но давайте представим, что ситуация меняется магическим образом и мы с вами получаем достойную заработную плату, разве не исчезнут из нашей школьной жизни все мучающие нас проблемы? Можно ли говорить о том, что в количестве получаемых нами денег содержится секрет профессионального мастерства ?

Образовательный процесс в школе представляет собой сложную систему педагогического взаимодействия. Педагогическая аксиома гласит : можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками , результатов образования не будет.

Учитель – представитель профессии , которая относится к системе "человек-человек”, и поэтому, что бы он ни делал, выполняя свои профессиональные обязанности , ему приходиться взаимодействовать, общаться с другими людьми. Чем эффективнее учитель умеет это взаимодействие организовать, тем большее удовольствие он получает от результатов и самого процесса труда. Переход к личностно ориентированному обучению, основанному на уважении личности ребенка, знании его особенностей и построении обучения с учетом особенностей и потребностей каждого, требует изменения стиля взаимоотношений педагога с учащимися. Взаимоотношения также важны, как и правила организации урока. Овладеть правилами взаимоотношений можно только в практической деятельности, необходимо чаще анализировать поступки, проводить саморефлексию педагогической деятельности, и тогда постепенно будет формироваться и развиваться то, что называют в педагогике сотрудничеством, активным типом взаимодействия.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель , чем старательнее он проводит анализ своей педагогической деятельности, тем больше эффект от его работы. Ведь ни один самый современный компьютер и самый быстрый интернет не обеспечит учителю главное – способность творить, учиться , работать над собой, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Тогда-то, наверняка, через много лет о таком учителе скажут : «Учитель от Бога ! Как нам повезло!»

ПРИЗВАНИЕ

ПРИЗВАНИЕ

Количество славянизмов, испытавших семантическое воздействие западноевропейских языков, очень велико. Семантическая история слова призвание может служить ярким примером органического объединения народно-русских, старославянских и западноевропейских элементов в структуре слова.

Среди глаголов, производных от звать , одни носят яркую печать живой разговорной экспрессии (напр., позвать , созвать , вызвать , назвать в значении `наприглашать" и т. п.; ср. позвать и обозвать ), другие ведут к контекстам книжного языка (напр., воззвать ; ср. воззвание ), в-третьих, книжные оттенки несколько затушеваны официально-бытовыми и разговорными. Таков глагол призвать (см. призванный на военную службу; ср. призыв и призвание ). Не подлежит сомнению, что глагол призвать появился в русском литературном языке в связи с влиянием старославянского языка (ср. примеры употребления слов призъвати- призывати , призъвание , призывание у Срезневского, 2, с. 1402-1403). Но тесная связь и соотносительность этого слова с однородными русскими образованиями от глагола звать ослабили его старославянскую основу. Однако производное от него имя существительное призвание не вышло из сферы книжного языка.

В современном русском языке слово призванье обозначает `склонность, внутреннее влечение или предрасположение к какому-нибудь делу, профессии". Напр.: чувствовать призвание к музыке; артист по призванию и т. п. Как нюанс этого же значения выступает такой смысловой оттенок: `предназначение, цель жизни или деятельности". Например, у Некрасова в стихотворении «Памяти Асенковой»:

Увы, наивна ты была,

Вступая за кулисы -

Ты благородно поняла

Призвание актрисы.

Первоначальное значение этого слова- `призыв, приглашение", т. е. действие по глаголу призвать - призывать устарело и не употребительно. Между тем оно было единственным значением этого слова до романтической эпохи, т. е. до 20-30-х годов XIX в.

В словарях Академии Российской призвание определяется так: «Действие призвавшего. Призвание кого к себе. Призвание к судье» (сл. 1822, ч. 5, с. 310). Карамзин, Жуковский, Пушкин широко употребляют слово призвание в этом первоначальном значении. Например, в языке Пушкина:

Здесь ночью нега и покой,

А днем и шум и пированье.

Приди на дружное призванье ,

Приди, о путник молодой!

(Руслан и Людмила, песнь 4).

Услышь, поэт, мое призванье ,

Моих надежд не обмани.

(К Языкову, 1824 г.)

Итак - хвала тебе, Чума!

Нам не страшна могилы тьма,

Нас не смутит твоепризванье !

Бокалы пеним дружно мы,

И Девы-Розы пьем дыханье-

Быть может - полное Чумы!

(Пир во время чумы, 1830).

Однако уже в конце 20-х - начале 30-х годов XIX в. новое значение, дошедшее и до нашего времени, проступает очень явственно (быть может, отчасти под влиянием семантики немецкого Веruf ср. франц. vocation ). В новом значении слово призвание вошло в философский лексикон русской интеллигенции 30-х годов, увлекавшейся шеллингианством. У Гоголя в статье «Несколько слов о Пушкине» (1832-1834): «...у всякого, кто только чувствует в себе искру святого призвания , есть тонкая разборчивость... не позволяющая ему выказывать свой талант таким средством» (1894, 1, с. 228). У Н. В. Станкевича в письме к Я. М. Неверову (от 14 октября 1833 г.): «Мое призвание не то, хотя я и не вижу настоящего моего призвания » (Западники 40-х годов, с. 33). К нему же в письме Н. В. Станкевича от 2 декабря 1835 г.: «Ты говоришь, что я всегда ошибался в призвании . Иногда. Это участь всех. Но философию я не считаю моим призванием ; она, может быть, ступень, через которую я перейду к другим занятиям» (там же, с. 43). В словаре 1847 г., отражающем литературное употребление не позже 30-х годов XIX в., уже отмечено это новое значение: «`Состояние призванного"; `предназначение". Даровитый юноша, не изменяя своему призванию , укрепляет врожденные способности учением» (3, с. 465).

Около середины XIX в. - в период пересмотра романтической терминологии и фразеологии - слово призвание приобретает привкус риторической экспрессии, книжной парадности, приподнятости, ложного пафоса. В письме И. С. Тургенева к Е. М. Феоктистову (от 27 декабря 1852 г.): «Положению Вашему я сочувствую и мысли Ваши об уединении разделяю вполне - воспользуйтесь им, чтобы уяснить себе свое призвание - или если это слово Вам кажется слишком пышным - чтобы узнать по какой дороге Вам надобно пойти» (Тургенев и «Современник», с. 155). Ср. в «Дворянском гнезде» (гл. 25): «Со всем тем Михалевич не унывал и жил себе циником, идеалистом, поэтом, искренно радея и сокрушаясь о судьбах человечества, о собственном призвании , - и весьма мало заботясь о том, как бы не умереть с голоду».

Статья ранее не публиковалась. В архиве сохранилась машинопись с авторской правкой. Здесь печатается по машинописи с внесением отдельных необходимых уточнений и поправок.

Об истории значений слова призвание В. В. Виноградов пишет в статье «К вопросу об упорядочении современного русского правописания»: «Русский язык не остался неизмененным со времен Пушкина... Некоторые старые слова вышли из литературного употребления (например, разлученье , вотще , прельстительный и другие подобные), другие изменили свои значения (например, призванье , возмутительный , молодушка , малодушный , кулак и т. п.)...» (журнал «Русский язык в школе», 1954, № 4, с. 34). См. также о слове призвание в заметке о слове «Последовательный » в настоящем издании. - В . П .

В. В. Виноградов. История слов , 2010

Синонимы :

Смотреть что такое "ПРИЗВАНИЕ" в других словарях:

    ПРИЗВАНИЕ, призвания, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. призвать призывать, призыв, приглашение (устар. торж.). Приди на дружное призванье, приди, о путник молодой. 2. Склонность, внутреннее влечение к какому нибудь делу, какой нибудь… … Толковый словарь Ушакова

    См. обязанность … Словарь синонимов

    ПРИЗВАНИЕ, я, ср. 1. Склонность к тому или иному делу, профессии. П. к науке. Врач по призванию. 2. Дело жизни, назначение. Воспитывать детей стало её призванием. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    См. Специальность (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

    Англ. vocation/ colling/mission; нем. Berufung. Склонность к тому или иному делу; предназначение. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ПРИЗВАНИЕ - (англ. vocation) см. Склонность. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

    Сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? призвания, чему? призванию, (вижу) что? призвание, чем? призванием, о чём? о призвании; мн. что? призвания, (нет) чего? призваний, чему? призваниям, (вижу) что? призвания, чем? призваниями, о… … Толковый словарь Дмитриева

    Призвание - (нем. – призыв Бога) – высокие профессиональные способности, обеспечивающие радостный и эффективный труд человека. Когда то слово «призвание» обозначало «призыв Бога к людям». В христианстве призвание трактуется как проявление Божией благодати,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Учитывая разнообразие профессий, существующих в мире, сложно выбрать ту, которая подойдет конкретному человеку. Но, сделать это необходимо, поскольку от правильно принятого решения будет зависеть вся дальнейшая жизнь. Так как, дети редко задумываются о подобных вещах, то сперва о выборе будущей профессии говорят им родители. Затем учителя в школе. Если они ошибутся, то потом уже сам человек пытается понять свое призвание. И эти поиски могут затянуться на всю жизнь. Особенно, в случае многогранности натуры, которая толкает во все стороны. Не дает возможности остановиться на чем-то одном. Но, существует ряд приемов, помогающих понять свое призвание. О них и пойдет речь далее.

Что такое призвание?

Призвание - это способность человека к занятию тем или иным видом деятельности. Как говорят «к чему душа лежит». Если угадать с выбором своей будущей специальности, то можно добиться в этом ремесле наибольшего роста. Поскольку жизнь большинства людей зависит от трудоустройства, то понять свое призвание – значит обеспечить собственное будущее. Главное, не путать это слово с близкородственным «предназначением», которое обозначает жизненную миссию человека, возложенную на него свыше.

Как понять свое призвание?

В отличие от предназначения, носящего сакральный характер, призвание – довольно прагматичное понятие. Оно может быть определено внутренними задатками человека, его генетикой, воспитанием и рядом других факторов. Чтобы не запутаться в самоанализе, рекомендуем ознакомиться с несколькими простыми советами, как понять свое призвание. Главное знать, что есть оно у каждого человека. Просто одним его увидеть легче, а другим сложнее.

1. Проанализировать свои интересы.

Хороший способ определить свое призвание – понять, чем нравиться заниматься. Следует прислушаться к своему внутреннему голосу. Услышать его и правильно интерпретировать полученные подсказки. Для этого нужно понять, что в ежедневных делах не вызывает ощущение . К чему лежит душа. От чего в организме вырабатываются гормоны счастья. Ведь занимаясь любимым делом, можно добиться большего, чем в любой другой профессии. Не редки случаи, когда хобби превращалось в , заменяя рутинную работу и даже принося намного больше денег.

2. Критически оценить свои способности.

Пытаясь узнать свое призвание, очень важно провести четкую грань между «хочу» и «могу». Возможно, кто-то хочет быть футболистом, но с детства хромает. Безусловно, это не помешает ему играть для себя. Но, в высшую лигу его, ясное дело, не возьмут. Другой всю жизнь достает соседей игрой на дедушкином фортепьяно, при этом, никогда не выйдя на большую сцену.

Даже, если нет возможностей заниматься любимым делом, отчаиваться не стоит. Ведь, очень часто у человека не один, а несколько задатков. И среди них стоит выбрать тот, который получается лучше всего.

3. Откинуть меркантильность.

При выборе будущей профессии значительную роль играет финансовая перспективность работы. Люди ищут призвание не там, где интереснее, а где выгоднее. А потом всю жизнь занимаются нелюбимым делом, в некомфортном кабинете, с малоприятными сотрудниками.

Чтобы избежать этого, желательно планировать свое будущее не только с позиций заработка, но и своих предпочтений. Человеку достаточно представить себя хоть на время очень богатым и независимым. А потом проанализировать, чем бы он хотел заниматься, если бы все имел. Возможно, мысли, которые в такой момент придут в голову и будут ключом к решению этой задачи.

4. Поговорить с другими.

Душевный разговор с родными или друзьями тоже помогает лучше себя понять. Ведь не зря говорят, что со стороны виднее. Скорее всего, они обратят внимание на детали, о которых человек даже не задумывался.

Особенно полезными могут быть воспоминания родственников о наших увлечениях в детстве. Поскольку именно в этот период жизни мы бываем самыми искренними. Кто-то любил помогать папе в гараже, другой маме на огороде, третий с дедушкой ухаживал за домашними животными. Возможно, в этих детских занятиях и заложен будущий выбор инженера, агронома или ветеринара.

5. Расширять свои знания о профессиях.

Порой трудности в поисках своего призвания, связаны с малым уровнем знаний человека. Он просто не обладает необходимой для выбора информацией. Зачастую, приходя на одну работу, сотрудник постепенно переквалифицируется в совершенно ином направлении. Просто человек не знал, что существует такая специальность, которая поможет ему полноценно самореализоваться.

Самое главное, что для получения такой информации не требуется особых затрат. Достаточно искать в Интернете, читать книги или смотреть тематические документальные передачи.

6. Понять, в чем наша польза.

Поскольку человек – явление социальное, то и его призвание нельзя рассматривать отдельно от общества. В конце концов, даже на слух это слово звучит, как что-то благородное и нужное. Тем более, принося пользу другим, человек повышает свою личную востребованность и узнаваемость. Так что, выгода обоюдная. По принципу грамотного трудоустройства. На первых порах, не так важно, чем работодатель может быть полезен соискателю, главное, в чем претендент способен принести пользу фирме.

Основной подсказкой в данном случае могут стать просьбы окружающих. С какими именно поручениями они чаще всего обращаются. Возможно, именно в этом и заключается наша главная фишка.

7. Вспомнить своих кумиров.

У каждого из нас есть люди, на которых мы хотели бы быть похожи. Реальные примеры из жизни, либо любимые киногерои, книжные персонажи и т.д. Стоит призадуматься над вопросом, что их всех объединяет. Какая профессия и ? Ведь, очень часто, такие кумиры являются нереализованной мечтой нас самих. Скорее всего, наше призвание может заключаться именно в их роде деятельности.

Мы рассмотрели способы, как понять свое призвание. Их может быть и намного больше. Но, даже перечисленные семь приемов способны помочь каждому глубже понять себя и свои таланты. Лучше воспользоваться всеми этими советами, а потом выбрать наиболее часто встречающиеся подсказки.

ПРИЗВАНИЕ

ПРИЗВАНИЕ

ПРИЗВА́НИЕ , призвания, ср. (книжн.).

2. Склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-нибудь профессии (при обладании или при убеждении, что обладаешь нужными для того способностями). Чувствовать призвание к науке. Призвание к музыке. Следовать своему призванию. Художник по призванию.

|| Роль, задача, предназначение. «Ты благородно поняла призвание актрисы.» Некрасов . «О, кто ж теперь напомнит человеку высокое призвание его?» Некрасов . Историческое призвание пролетариата - построить социалистическое общество.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПРИЗВАНИЕ" в других словарях:

    Количество славянизмов, испытавших семантическое воздействие западноевропейских языков, очень велико. Семантическая история слова призвание может служить ярким примером органического объединения народно русских, старославянских и… … История слов

    См. обязанность … Словарь синонимов

    ПРИЗВАНИЕ, я, ср. 1. Склонность к тому или иному делу, профессии. П. к науке. Врач по призванию. 2. Дело жизни, назначение. Воспитывать детей стало её призванием. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    См. Специальность (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

    Англ. vocation/ colling/mission; нем. Berufung. Склонность к тому или иному делу; предназначение. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ПРИЗВАНИЕ - (англ. vocation) см. Склонность. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

    Сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? призвания, чему? призванию, (вижу) что? призвание, чем? призванием, о чём? о призвании; мн. что? призвания, (нет) чего? призваний, чему? призваниям, (вижу) что? призвания, чем? призваниями, о… … Толковый словарь Дмитриева

    Призвание - (нем. – призыв Бога) – высокие профессиональные способности, обеспечивающие радостный и эффективный труд человека. Когда то слово «призвание» обозначало «призыв Бога к людям». В христианстве призвание трактуется как проявление Божией благодати,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    призвание - ▲ одаренность в (направлении), некоторый, поприще призвание склонность к тому или иному делу, профессии (у него #. его # музыка). находить призвание в чем. в нем умер [пропадает] кто л (# артист). попробовать себя в к л. области. искать себя.… … Идеографический словарь русского языка

    Призвание - 1) ♦ (ENG vocation) (лат. зов; от vocare звать) Божественный призыв к людям стать христианами. В более узком смысле воззрение, согласно к рому Бог призывает людей выполнять определенные профессиональные обязанности или следовать образу… … Вестминстерский словарь теологических терминов

Книги

  • Призвание , Антон Дельвиг. Антон Антонович Дельвиг принадлежал к кругу самых близких Пушкину людей, был почитаем гением российской словесности за своеобразие поэтического языка. В сборникепредставлены все стихотворные…